Версия для слабовидящих

Передовые технологии

22 ноября 2016

Передовые технологии

Передовые технологии

 

На базе Управления образования, опеки и попечительства состоялось заседание Совета по вопросам воспитания и дополнительного образования. Главная тема: перспективы внедрения курса робототехники в образовательный процесс

Для участия в разговоре о современной робототехнике и необходимости внедрения новых технологий в образование детей, в том числе дошкольного возраста, организаторы мероприятия собрали директоров школ и заведующих детскими садами, вожатых, старших воспитателей, учителей информатики и педагогов дополнительного образования. На заседание Совета был приглашен также глава района Андрей Ащеулов, который принимал активное участие не только в обсуждении планов по развитию в районе образовательной робототехники, но и в лабораторном практикуме по основам конструирования на базе робототехнического набора LEGOMindstormsEV3: «практиканты» собирали простейших роботов и «учили» их передвигаться вперед и назад.

 

В начале встречи с докладом о современной робототехнике и перспективах ее развития перед собравшимися выступила начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы Мария Мельникова. Она рассказала о том, как можно использовать образовательную робототехнику на уроках, во внеурочной деятельности, на занятиях в школах и детских садах, о пользе таких занятий в плане развития логического и системного мышления, а также творческих способностей детей. Практика показывает, что благодаря робототехнике ребенок начинает значительно лучше ориентироваться в сложном техническом мире: знакомится с черчением, 3D-моделированием и конструированием, постигает трехмерное восприятие пространства, видит в действии физические законы, решает интересные математические и геометрические задачи. Кроме того, развитие робототехники и ее интеграция в учебный процесс — это элементарное требование времени. Согласно стратегии развития отрасли информационных технологий в России на 2014-2020 годы планируется обеспечить эту отрасль кадрами в необходимом объеме и качестве. Это дает импульс образовательным учреждениям на развитие дисциплин, связанных с Hi-tech инженерией и программированием. «Главной проблемой является нехватка специалистов, которые бы могли преподавать робототехнику в школах и детских садах, - отметила Мария Анатольевна, - кроме того, нужны средства для материально-технического обеспечения этого направления… Наша задача сегодня — изучить те опыт и достижения, которые  уже есть в районе на сегодняшний день, и вместе наметить перспективу развития информационно-коммуникативных технологий в системе образования...»

Переходом от теории к практике послужило выступление Дмитрия Матвеева, учителя информатики и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Каргасокской школы №2. Он рассказал собравшимся о том, какие шаги нужно предпринять и как действовать для того, чтобы внедрить курс робототехники в образовательных учреждениях. За основу своего доклада Дмитрий Сергеевич взял собственный опыт работы с детьми по программе робототехники, который нарабатывался с 2012 года. На протяжении последних трех лет его воспитанники являются постоянными участниками региональных конкурсов по робототехнике и даже представляют   Томскую область на всероссийском уровне. В школе №2 на сегодняшний день за счет внеурочной деятельности ведется пять часов робототехники: один урок — в четвертых классах, по два урока — в пятых и шестых классах. Как отмечает преподаватель, этого вполне достаточно для повышения  мотивации детей к изучению предмета, однако для углубленного изучения и подготовки к соревнованиям необходим более серьезный подход. К примеру, в Томском политехническом лицее, который можно назвать флагманом в области образовательной робототехники, в пятых-шестых классах вместо технологии преподается робототехника — прямо в рамках учебного плана, в седьмых классах — два часа элективного курса, в восьмых-одиннадцатых классах — дополнительные занятия по выбору детей... 

Понятно, что способы организации занятий по робототехнике могут быть самыми разными. Интерес к предмету со стороны детей, в том числе дошкольного возраста, сомнений не вызывает, и в Томской области есть немало примеров введения робототехники в подготовительных группах детских садов. Остается решить главные проблемы, а это нехватка специалистов и материально-технического обеспечения. Робототехника — направление весьма затратное, и на Совете Дмитрий Матвеев представил информацию о том, какие наборы для конструирования и устройства для программирования можно использовать для работы в детских садах и школах, и рассказал о том, какова же все-таки стартовая цена вопроса. Например, затраты на то, чтобы открыть группу из двенадцати ребятишек в детском саду, составят в среднем около 270 тысяч рублей (шесть наборов стоимостью 15 тысяч каждый и шесть ноутбуков по 30 тысяч рублей), в школах эти расходы выше примерно в два раза, здесь также нужны наборы, ноутбуки и программное обеспечение на класс стоимостью 30 тысяч рублей. Кроме того, необходимо обучить специалистов. Преподаватели робототехники, безусловно, готовы оказывать методическую помощь учителям и воспитателям, но тем не менее какую-то специализированную подготовку пройти необходимо. Опять же нужны помещения для проведения занятий и соревнований по робототехнике. Тем не менее, задача не представляется слишком уж невыполнимой, и, судя по комментариям присутствовавших на Совете заведующих детскими садами «Снежинка» и «Березка», образовательные учреждения готовы пойти на «эксперимент по внедрению новых технологий» и стать первооткрывателями, при условии, конечно, дополнительной финансовой поддержки со стороны администрации района.

На сегодняшний день опытом внедрения курса робототехники в образовательных учреждениях и включения в программы внеурочной деятельности школ занятий по робототехническому конструированию в районе могут поделиться Каргасокская школа-интернат №1, где этой работой занимается учитель информатики, программист Евгений Гусев, кружок «Радиотехнический» Дома детского творчества, которым в течение многих лет руководит Андрей Захаров, и дебютант в сфере внедрения информационных технологий — Новоюгинская школа, где с нынешнего года для ребятишек из начального звена проводятся занятия по робототехнике.

Остается добавить, что встреча за круглым столом в Управлении образования, опеки и попечительства получилась интересной и информационно насыщенной. Подводя итоги, Мария Мельникова отметила, что, несмотря на все существующие проблемы, внедрение курса робототехники в образовательных учреждениях — не утопия, а вполне реальная перспектива.

 

Ирина Шашель, газета «Северная правда».

 

 


Просмотров: 246